На главную

 

Описание Суражского уезда , Черниговской губернии, составленное Есимонтовским.

Санкт-Петербург. Типография министерства государственных имуществ, 1846.

 Строения*

Крестьянские строения составляютъ: избы (хаты), анбары, cкотские сараи, погреба, гумны и бани. Избы вообще рубленыя изъ бревенъ разнаго дерева, крытыя дранью, а более соломою; но такъ какъ леса почти все истреблены и уже трудно иметь строевой лесъ изъ смежной Могилевской губернии, то кажется, что следующее поколете принуждено будетъ искать другаго строительнаго материала. Попытки землебитныхъ строений какъ-то неудались. Избы оказались очень сыры и холодны, или отъ качества материала, или отъ несоразмерной съ климатомъ и недостаточной толстоты. Я не вникалъ въ это дело по некоторымъ причинамъ, собственно до меня касающимся.

Камня булыжника мало, а другихъ породъ и совсемъ почти нетъ. По низменнымъ местамъ - находятся кое-где небольшие пласты довольно рыхлаго песчаника, пропитаннаго железною окисью. Онъ можетъ быть употребленъ вместо бута подъ строешя и кажется изъ него можно бы складывать и цельныя строения на глине, смешанной съ рубленою соломою.  По вкоренившемуся  мнению,   что   черная или курная изба (безъ трубы) бываетъ суше белой (съ трубою), крестьяне неохотно приступаютъ къ перемене древняго   своего обычая. Конечно,   можетъ быть мнение ихъ отчасти въ этомъ отношеши и справедливо.

Въ черной   избе вверху   прорублено   окно для выхода дыма. Когда затопится   печь, то отворяется дверь, или обыкновенное окно, чрезъ которыя входитъ наружный воздухъ въ избу и выходитъ уже несколько нагретый въ верхнее  дымовое окно вместе съ дымомъ и внутреннимъ воздухомъ. Такой притокъ холодного, свежаго воздуха, снизу, черезъ дверь, или окно, и истокъ въ дымовое   внутреннее окно, находящееся въ избе, образуетъ движете и возобновление, согласное съ законами физики. Движение это,   конечно,   очищаетъ и возобновляетъ   воздухъ    жилища,   въ    которомъ    онъ   не    можетъ бытъ   чистъ   отъ   помещения   целаго   семейства, а часто   теленка, или ягненка, и где объ опрятности редко думаютъ.

Такая   перемена воздуха, конечно, полезна для здоровья. При томъ крестьяне, занимающееся   деревянными   изделиями,   въ   особенности бочарствомъ,   почитаютъ, не безъ   основания,   чорныя избы для просушки дерева выгоднее. Но если взглянуть  на эти   черныя   стены,   на   закоптелыя лица   и   одежду   людей,   на   дымъ,   наполняющий избу во время топки, при которой и въ 30 градусовъ мороза надобно отворить дверь, или окно; на этихъ несчастныхъ детей,   забившихся въ   уголъ, и присовокупить къ тому,   что тутъ   же   можетъ   находиться и  больной,   который   долженъ подвергнуться   всей   этой   пытке,   то, конечно,   забывши   все выгоды,   надобно   употребить   все   меры   къ   искоренению сего обычая   временъ   полудикаго   состояния, темъ более, что и въ избе съ трубою, кроме всехъ другихъ несомненныхъ выгодъ, возобновление воздуха при топке производится также, хотя и не въ такой мере; но при опрятномъ образе жизни оно достаточно. Впрочемъ, во многихъ помещичьихъ именияхъ чорныя избы мало по малу исчезаютъ и въ этомъ отношении Суражский уездъ опередилъ своихъ соседей Могилевской и Орловской губернии, где изба съ трубою почитается еще редкостию.

 

Расположение внутренности избы везде почти одинаково. При входе въ дверь, въ одномъ углу находится печь, въ другомъ суденъ (родъ сундука, или ящика, надъ которымъ устроены полки) для помещешя кухонной посуды и молочныхъ кувшиновъ. Противъ печи — маленькое окно. Въ противуположномъ угле находятся образа и стоитъ столъ. Место это называется покутъ или кутъ.

По обеимъ сторонамъ угла два главныя окна. Отъ печи, прямо по стене, сделанъ возвышенный помостъ, называемый поломъ, служащий вместо кровати. Возле остальныхъ стенъ утверждены для сиденья доски, называемые лавками. Собственно же называемый полъ редко бываетъ досчатый, а большею частию состоитъ изъ битой земли.

Печь съ трубою, или безъ трубы устроивается всегда такъ, что на поверхности ея, согревающейся отъ обыкновенной топки, можно лежать. При всехъ измененияхъ крестьянской печи одно удобство ея необходимо должно быть сохранено, и именно, чтобы поверхность ея была довольно обширна и представляла такую плоскость, на которой несколько человекъ могли бы помещаться, и чтобы плоскость эта достаточно согревалась.

Надобно   испытать, чтобы въ полной мере оценить достоинство устройства такой печи. Представьте себе человека, который провелъ целый   день на холоде и слякоти,   въ   худой одежде, который    промокъ до костей;    представьте себъ,  что такое положение продолжается целый месяцъ, какъ это было въ нынешнемъ октябре, — представьте себе, что   несколько   членовъ   семейства по необходимости    подвержены   такому   состоянию, — представьте,   что у нихъ   нетъ не только   верхней одежды, для перемены,   но и нужнаго   количества белья, — представте себе, что беднымъ ихъ ужиномъ едва   можно утолить голодъ, а о согретии   желудка рюмкою водки, или какимъ нибудь теплымъ напиткомъ,   нельзя и думать — и вы,   нимало неколеблясь, убедитесь, что теплая печка для этихъ людей — спасение.

Они на ней отогреютъ окостепевние свои члены, высушатъ платье, белье и обувь. Не разъ случалось видеть, что сильно утомленный и передрогший человекъ засыпалъ такимъ крепкимъ сномъ на сильно нагретой печке, что получалъ обжоги, нечувствуя ихъ. При судорогахъ въ желудке и вообще при желудочрыхъ боляхъ   крестьяне ложатся животомъ на теплую печку и это средство помогаетъ лучше всякой теплой припарки.  Родильницы, маленькия   дети, и вообще больные, въ холодное время прибегаютъ къ печке.

Главнейший недостатокъ въ крестьянской печке тотъ, что много теплоты уходитъ изъ нее понапрасну.   Этотъ   недостатокъ   бросается   въ глаза каждому, но пока непридумаютъ для отвращения неудобства сего столь же простое, какъ и легкое средство, то надобно сносить этотъ недостатокъ терпеливо. Печь съ разными искусно расположенными оборотами, съ тягами въ различныхъ направлешяхъ, на которую надобно до трехъ тысячь кирпичей, различные чугунныя заслонки и дверцы и искусный мастеръ для складки ея — для беднаго Суражскаго крестьянина решительно невозможны. Положимъ, что помещикъ, въ разгаре страсти своей къ улучшешямъ, устроитъ крестьянину такую печь на свой счетъ. Пришла зима, начали топить печь посильнее, — обвалилась, или засорилась труба, — нетъ проходу дыму или воздуху; надобно опять хлопотать помещику и искусному его мастеру, а крестьянину до окончания поправки, долженъ мерзнуть со всей семьей своей.

Настоящее же простое устройство печи доступно всякому, даже не совсемъ смышленому крестьянину. Весьма часто крестьяне сбиваютъ печь сами изъ глины, делая сводъ на деревянныхъ обручахъ, которые вынимаютъ или выжигаютъ, когда сводъ за-сохнетъ; трубу внутри ведутъ изъ нежженыхъ кирпичей, а только сверхъ крыши употребляютъ десятка три или четыре обожженыхъ кирпичей. Вместо чугунной вьюшки закрываютъ отверстие латкою, т. е. глиняною чашкою, стоющею не более копейки серебромъ, и по свойству своему менее пропускающею теплоты, нежели чугунная вьюшка.

Достаточные крестьяне берутъ деревенскаго печника, который строитъ по темъ же образцамъ и за весьма умеренную цену. Починка въ такомъ нехитромъ устройстве доступна всякому.

По образу жизни и занятий крестьянъ жилая изба служитъ. вместе и кухнею; тутъ же совершаютъ они и  свою трапезу; въ длинные осенние и зимние вечера собираются для работы и только въ самое холодное зимнее время все семейство проводитъ въ ней ночь. Всякий женатый членъ семейства имеетъ свою особую клеть (амбаръ), въ которой хранится его платье другое имущество, собственно ему принадлежащее, и где онъ проводитъ ночи, кроме холодныхъ и морозныхъ. Въ летнюю пору мужчины ночуютъ въ поле, при лошадяхъ, а осенью, пока продолжается молотьба, — подъ овинами и гумнами.

 

* ). Здесь и далее оставлена орфография оригинала.

    

 

 

На главную

 

Hosted by uCoz